Сделать посуточный бизнес системным и выйти на высокий уровень дохода
Время чтения: 6 минут
Наш гость Ярослав Стригунов начинал посуточный бизнес в родном Армавире. Затем перебрался в Москву. Теперь он имеет более 40 квартир и загородную недвижимость на Рублевке в управлении.
Стремительный старт
В посуточный бизнес Ярослав попал случайно, в 2014 году. Ярослав помогал товарищу найти квартиру и случайно обнаружил объявления о посуточной аренде. Получалось, что при оплате 13 тысяч в месяц Ярослав мог сдать квартиру в субаренду по полторы тысячи в сутки, то есть 45 тысяч.
При первой же возможности Ярослав снял еще две квартиры в субаренду. Это был его предел: два года Ярослав сам стирал, убирал, делал мелкий ремонт. Но при этом на работе ему платили 42 тысячи, а три квартиры приносили 70-80 тысяч в месяц. На тот момент это был успех.
Переход в системный бизнес
В 2016 году Ярослав захотел увеличить доход и стал ходить на семинары и тренинги, чтобы понять, как масштабировать свое дело. За два года вырос с трех квартир до 25 и дохода 250 тысяч в месяц. Но уже хотелось большего, а в Армавире это было малореально.
В 2018 году, накануне Чемпионата мира по футболу, Ярослав с женой уехали в Москву. Цены в то время взлетели до небес. Если в Армавире можно было брать квартиру в аренду за 30 тысяч в месяц, то в Москве цены начинались со 150 тысяч. Ярослав поступил решительно: продал квартиру в Армавире, чтобы получить стартовый капитал. Отступать было некуда.
За три месяца Ярославу удалось снять 12 квартир, по одной в неделю, — и это в условиях жесточайшей конкуренции, когда в Москву на заработки приехали тысячи людей и квартиры просто сметались. За время чемпионата Ярослав заработал около 5 миллионов рублей и реинвестировал их в хостел и апарт-отель в Москве.
«Для многих посуточная аренда — это способ получить дополнительный доход, но не инструмент бизнеса. Они никогда не вырастают выше 2-3 квартир, потому что получают от них в 2-3 раза больше, чем на работе — 150-200 тысяч. Это не бизнес, а дорогая самозанятость. А системный бизнес должен оперировать куда большим объемом денег»
Когда число квартир достигло 25, Ярослав решил масштабироваться вдвое, и при этом через соцсети рассказать на всю страну, как он это делает. Сейчас у него 44 квартиры, до 50 осталось чуть-чуть, и скоро челленж будет завершен. Прибыль от этих квартир составляет около 1 300 000 рублей в месяц.
Принципы развития системного бизнеса
Основные принципы, которые использует сам Ярослав и рекомендует повторять своим студентам, это:
разберитесь с мотивацией: вы этого хотите или вам это надо;
делегируйте и автоматизируйте;
масштабируйте.
Мотивация Ярослав сам два года сдавал три квартиры и был этим доволен. Поэтому тех, кто останавливается на этом уровне, он понимает. Возможно, на этом этапе людям и хотелось бы увеличить доход. Но они еще не дошли до той точки, где им это надо. Многие и не дойдут, как утверждает Ярослав. Системный бизнес — не для всех. Многих устраивает «дорогая самозанятость».
Тем же, кто пришел в точку «надо», нужно подумать, как делегировать обязанности и автоматизировать процессы, и не заниматься «дешевыми телодвижениями».
Делегировать и автоматизировать Невозможно сделать бизнес системным, если заниматься операционкой самому. Причем неважно, идет ли речь об уборке или об управлении бронированиями. Все, что можно автоматизировать, надо автоматизировать. Что нельзя — поручить наемным работникам. RealtyCalendar как инструмент автоматизации Ярославу рекомендовал один из друзей в 2017 году, в период становления системного бизнеса. До этого вершиной автоматизации у него была табличка в Excel. Ярослав сразу оценил удобство календаря и стал рекомендовать его коллегам.
- Был забавный случай: мой коллега сказал, что ведет учет в календаре, у него три объекта. Я говорю — пошарь экран, покажи своей календарь. А он — зачем экран шарить? И показывает: у него за спиной на стене висит три огромных бумажных календаря, и в них он отмечает все бронирования, зачеркивает квадратики.
По мнению Ярослава, у RealtyCalendar есть три неоспоримых преимущества:
удобное хранение данных и управление информацией обо всех объектах;
удобный интерфейс;
защита от овербукинга и синхронизация с разными площадками, управление ими из единого приложения.
Когда Ярослав впервые услышал о RealtyCalendar, он даже не представлял, что такой сервис существует. Теперь же он не мыслит ведения бизнеса без нашего продукта. Мы согласны с Ярославом: стать профессионалом в посутке невозможно без средств автоматизации бизнеса.
Масштабирование После того, как процессы отлажены и бизнес может работать без вмешательства владельца, его можно масштабировать. Ярослав называет это «копи-паст»: просто берешь и повторяешь то, что уже сделал.
Я считаю, самый сложный период — это первые 15 объектов, когда человек еще толком не понимает, что делает, у него нет денег в операционке, ему все сложно. В Москве 15 объектов это до 400 тысяч рублей, в регионах — 150-200 тысяч. Если преодолеть этот рубеж, дальше расти легко. Рост идет кратный и намного быстрее. (Ярослав Стригунов)
Копи и анализируй статистику для правильных выводов
Если вы занимаетесь посуточной арендой, вам вовсе необязательно превращать это в основной бизнес. Можно сдавать одну-две квартиры, получать дополнительный доход и быть довольным.
Но если вы осознали, что вам «надо», что вы хотите зарабатывать больше денег, причем именно в посутке, нужно двигаться на следующей уровень. Нужно выходить из операционки, внедрять инструменты автоматизации и нанимать людей.
Сложнее всего будет в первые два-три месяца, а затем можно будет просто повторять те же самые операции, увеличивая размер бизнеса до миллиона чистой прибыли в месяц.