Построение системы — это упорядочивание всех процессов и настройка эффективного взаимодействия между ними. Но пока вы не увидите все процессы в одном месте, не будет предмета для систематизации.
Следующим шагом будет анализ полученных результатов. Возможно, вы увидите, что многими процессами в вашем бизнесе не занимается никто, или все задачи вы выполняете в одиночку. Скорее всего, у вас появится осознание, что пора встать на позицию предпринимателя: нанимать персонал и расширять команду.
Полина Макарян рекомендует в первую очередь нанять ассистента, а потом с его помощью — всех остальных. Это должен быть человек, который поможет упорядочить процессы, создать алгоритмы, регламенты, инструкции для работы. Он избавит руководителя от рутинных задач, сделает ваш путь по построению бизнеса сфокусированным и целенаправленным. Понять, что поручить ассистенту, помогает процессная бизнес-модель. Ему можно передать любой процесс, потратив немного времени и объяснив, как это делаете вы или как это должно быть сделано. Но не стоит с первого дня передавать ассистенту дела, где высока степень риска. Например, управление финансами или процесс продаж.
С помощью процессной бизнес-модели вам будет легко определить, какой блок процессов сейчас критически важен, но обделен вниманием, и исправить эту ситуацию, расставив приоритеты.
Например, вы видите, что плохо идут продажи, вы не успеваете грамотно обрабатывать заявки, нет менеджера по продажам. Но вам непонятно, как его нанять, что он будет делать и как ему передать свой опыт. Легко делегировать задачу продажи, когда у вас в бизнес-модели этот процесс подробно описан. Нужно просто взять из нее те пункты, которые находятся в компетенции менеджера, — это и будет его функционал. Это также и основа для составления вакансии, и база для создания должностной инструкции и регламентов. В идеале — всё это может реализовать ассистент. И задача уже не кажется неподъемной. После ее решения у вас освобождается время, чтобы обратить внимание на другой важный для бизнеса процесс, потом еще один и так далее.
Таким образом, день за днем, шаг за шагом, перебирая каждый процесс, вы будете создавать систему и каркас своей компании. Важно понимать, что на это потребуется время. Нужно запастись терпением и действовать не торопясь, планомерно, решая одну задачу за другой.
Полина Макарян — не теоретик, а практик. Именно так она выстраивала свою компанию, в которой сейчас работает сплоченная команда из 22 человек, с правильно выстроенной иерархией, где каждый сотрудник знает свои обязанности, несет ответственность за свой участок работы. Компания дает результат уже без участия руководителя бизнеса в операционной деятельности.